Василий Суриков — гений саспенса. Почему его картины так привлекательны?

Источник: РИА “Новости”

175 лет назад, 24 января 1848 года, в Красноярске родился казак. Именно к этому привилегированному сословию, и особенно к енисейским казакам, принадлежали предки новорождённого, которым суждено будет стать одним из самых узнаваемых отечественных художников. Звали его Василий Суриков.

Превзошел свое время

Во всех справочниках он характеризуется как «русский живописец, мастер больших исторических полотен». Это верно. Но не все.

Василий Иванович гораздо больше, чем просто живописец. Он странно приближается к кино, что можно проиллюстрировать забавным совпадением.

Свою знаменитую картину «Степан Разин» художник впервые выставил в 1907 году. А в 1908 году появился первый отечественный художественный фильм, длиной целых шесть минут, который назывался «Вольные люди» и рассказывал… Правильно — о Стеньке Разине.

Фрагмент картины Василия Сурикова «Степан Разин».

Впрочем, совпадение это или нет — вопрос открытый. В итоге образ Сурикова вызвал у зрителей массу эмоций, и не всегда положительных. Многих раздражало: как же так — Стенька Разин есть, а персидской царевны рядом с ним нет. И почему художник не показал «самое интересное», не отразил момент, когда Степан «выбрасывает ее за борт в набегающей волне»? Вышедший год спустя фильм «Понизовая вольница» во многом утешил недовольных. Все что было по канону – принцесса образцово брошена в воду, после чего идут последние титры. На заре кинематографа режиссерам не приписывалась способность создавать на экране напряжение, тревогу, беспокойство, словом, все то, что сейчас входит в понятие «sapsens», происходящее от латинского suspendere — висеть.

Но Суриков, как живописец, в совершенстве владел этой техникой. Каждую из его «великих исторических картин» можно использовать как учебное пособие для кинематографистов — посмотрите, как держать зрителя в напряжении! Вот так нужно построить кадр, чтобы сама комната закричала во весь голос: «Скоро случится что-то ужасное, фатальное!».

READ  Поклонники Уилла Смита раскритиковали его за пение на русском языке

— Где повешенные?

Никакие другие изображения не соответствуют этому. Хотя любой холст в своей основе является своего рода стоп-кадром. Но, например, тот же Илья Репин, показывая трагедию царя Ивана, ранившего своего сына, щедро проливает кровь и показывает бездыханное тело. Однако здесь нет никакой динамики. Если полотно Репина «запустить» как фильм, Иван Грозный будет сидеть и обнимать окровавленную голову сына.

Но если “запустить” картину Сурикова “Утро стрелецкой казни”, головы стрельцов полетят с плахи, на шеях стрельцов затянут пеньковые ошейники, а трупы повешенных украсят стены Кремля …

«Утро стрелецкой казни» — первое крупное историческое произведение Сурикова. Может быть, поэтому он тогда дал слабину.

По словам самого артиста, столкновение происходило следующим образом. Репин пришел к нему в мастерскую и стал настойчиво советовать изобразить хотя бы парочку казненных стрельцов: “Где их повесили? Никто не поверит!” Суриков так и сделал – нарисовал мелом силуэты виселицы. Но через сутки удалил. И вовсе не потому, что старый слуга, говорят, рухнул от увиденного в обморок. Стучать тут не к чему — обведенные мелом силуэты не настолько реалистичны, чтобы пугать до потери сознания даже впечатлительного человека. Просто присутствие трупов затмило замысел художника: «Я хотел передать торжественность последних минут, а вовсе не казнь».

В будущем ни на одной из картин Сурикова мертвым не будет места. Даже на грандиозном полотне «Покорение Сибири Ермаком», где русские стреляют ураганами, а войско хана Кучума выпускает тучи стрел, с большим трудом можно увидеть лишь трех человек, которых можно считать погибшими. Да и это не факт.

За минуту до основного блюда

Эффект напряжения достигается, прежде всего, выбором правильного момента для «стоп-кадра». Решения пока нет, но все к нему движется. Он движется, но «подвешивается» художником. Доподлинно известно, что лучники погибнут, но они еще живы. Мальчик Морозова одноименной картины закончит жизнь в муках, но пока она жива…

READ  Почему урчит в животе и как с этим бороться: врач говорит

А тут спецэффекты. Суриков высказался примерно так: “Суть исторической картины в том, чтобы угадать. Если соблюдается сам дух времени, то можно допустить любые ошибки в деталях. А когда все точь-в-точь, это даже противно”. Здесь художник немного лукавит. Он не ошибся. Он намеренно исказил действительность, пожертвовав не только исторической достоверностью, но и здравым смыслом. А иногда и то и другое одновременно.

Так было и с картиной «Меньшиков в Берёзове». Здравый смысл подсказывал художнику Крамскому, что выбранная Суриковым композиция не годится: «Если Меньшиков встанет, он головой крышу проломит!» Этот кабинет также не соответствует исторической правде. В Березове, конечно, Меньшиков жил не во дворце, а в довольно приличном доме, который построил сам, потратив на столярные инструменты 150 рублей, а на строительство все 500, что по тем временам было большими деньгами.

Но у Сурикова другая задача. Ему нужно показать, что прежний «полувластный правитель» обречен. И показывает мастерски. Меньшиков действительно не может подняться – ни в переносном, ни в прямом смысле. Он на самом деле в гробу – тесно и темно.

Тот же трюк с пространством, закрывающим и не выпускающим приговоренных к смерти, демонстрирует Суриков в «Утре стрелецкой казни». Каждый может убедиться, что на самом деле Кремлевская стена не сливается с собором Василия Блаженного, а уходит в другую сторону. Но Суриков ломает пространство и историческую правду на коленях, наглядно показывая, что с места экзекуции никто не уйдет. Потому что это физически невозможно – стены сошлись, все, сошлись. Нет выхода.

Но иногда дело обходится без грубых искажений. Недаром одноклассники называли Сурикова «композитором»: «Композиции я больше всего учился в академии. Там меня называли «композитором». Я изучал естественность и красоту композиции. Дома он ставил задачи для сам и решал их. Никаких образцов он не признавал – все делал сам.

READ  «Жребий брошен. Неужели больше нет пути в «Старый Казахстан»? «Почему общество не заметило выборы в Сенат?». «ЕНПФ в глубоком красном: пенсионные накопления казахстанцев под угрозой?». «Казахстан изменил правила пребывания иммигрантов в стране»

А чтобы никто не путался, он иногда давал подсказки. О своей картине «Переход Суворова через Альпы» Суриков говорил: «Сначала посмотрите вот так, а потом мысленно проведите диагональ — из левого верхнего угла в правый нижний…».

Мастер исторической живописи. Жизнь Василия Сурикова в картинках

Если вы будете следовать этой рекомендации, озарения случатся. Момент выбирается, как всегда у Сурикова, «втихаря». С нетерпением ждем явки — торжественной и судьбоносной. И эта диагональ четко разделяет тех, кто обязательно выживет, и тех, кому может не повезти, кого поглотят альпийские пропасти и снега. Дело в том, что слева от диагонали находится только один человек — сам Александр Суворов. А справа все остальные.

Биограф Сурикова, поэт Максимилиан Волошин, писал: «Судьба дала ему вместо казачьей шашки кисть, вместо копья карандаш и сказала: «Ну, иди теперь вон!

Source