После титров. Где посмотреть фильмы, недоступные для широкой публики

Источник: Предоставлено Москино

От истории к современности

Мода на киноклубы, где можно посмотреть, а потом обсудить фильмы, пришла в нашу страну в 1950-е годы и распространилась в годы «оттепели». Затем в Москве появились киноклубы при Доме культуры МГУ, кинотеатрах «Звездный», «Иллюзия», «Россия». В их составе было от 300 до 500 человек, сообщают «Ведомости». Город» президент Федерации киноклубов Михаил Башаратян.

В 1989 году в столице насчитывалось более 50 объединений. Они видели и обсуждали новое советское кино еще до его выхода в широкий прокат и фильмы из Венгрии, Польши и Югославии. Иногда на экранах клубов появляются фестивальные кассеты из западных стран. Режиссеры Андрей Тарковский, Алексей Герман, Никита Михалков не раз устраивали показы своих фильмов.

Сегодня в Федерацию киноклубов входят шесть столичных ассоциаций. Еще несколько десятков организаций работают автономно – в библиотеках, кинотеатрах, учебных заведениях и домах культуры. У каждого клуба свои детали. В одних смотрят только советские и российские фильмы, в других — исключительно зарубежные. Где-то концентрируются на жанрах: особенно популярны артхаус, документальные фильмы, военно-исторические фильмы. Но у всех клубов есть одна общая черта – упор делается на группы, которых вы не найдете в широком зале. Они мало известны широкой публике.

Судьба долгожителя

Фильм обсуждается в старейшем киноклубе нашей страны, Варшаве, уже более 60 лет. Несмотря на свое название, он не связан исключительно с польским кинематографом. Хотя в советские годы на спектакли приходили Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси, которые со временем подружились по ассоциации. В начале пути клуб назывался «Ударник», как и кинотеатр, в котором он работал. Но в начале 1970-х зал закрыли на ремонт, и клуб перевели в кинотеатр в Варшаве. А руководство в зале потребовало дать ассоциации новое название – так оно и прижилось с тех пор.

Малый зал Московского Дома Кино, краткое вступительное слово руководителя, доктора искусствоведения Ирины Гращенковой, гаснет свет, и на большой экран. итальянский режиссер Мауро Болоньини. Член киноклуба «Варшава», одновременно член Центрального совета Федерации киноклубов Сергей Зверев назвал его незаслуженно забытым «режиссером второго ряда». Его талант и писательский стиль затмили такие мастера, как Федерико Феллини и Микеланджело Антониони.

В фильме Болоньини Италия является образцом Бенито Муссолини, находящегося на пороге большой войны. В кадре — сумасшедшая, помешанная на детях мать, которую сыграла двукратная обладательница «Оскара» американка. Шелли Уинтерс. Женщина настолько заботится о своем сыне, что решает перебить всех соседей и сделать из них деликатесы. Звучит как абсурд и неоправданная жестокость.

READ  Население Китая уменьшилось на 850 тысяч человек

Но только во время обсуждения понимаешь, что режиссер показал кровь не ради крови. Мать в фильме Болоньини олицетворяет зарождающийся в Италии фашизм и развалившееся общество, поясняет Гращенкова. Зверев отвечает: Есть моменты, указывающие на то, что главный герой является своего рода предостережением от фашизма.

Говорить о кино нужно умение и привычка, считает Зверев. У юного зрителя часто нет ни того, ни другого. Вот почему давние члены Варшавы, скорее всего, будут участвовать в обсуждении. Зверев — один из них. Впервые он приехал сюда в середине 1960-х годов. Зверев вспоминает, как Анатолий Эфрос, Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе, тогда еще молодые творцы, пришли в клуб со своими картинами. Визит запомнился на всю жизнь. Андрей Кончаловский с его живописью, малоизвестной широкой публике,»История Аси Клячиной».

«В то время, когда мы обсуждали в киноклубе, существовало жесткое правило — мы говорили первыми, автору слова не давали», — вспоминает Зверев. – Первые выступающие очень сильно критиковали фильм. Кончаловский так разозлился, что, казалось, вот-вот встанет и уйдет. Но затем начались хвалебные речи, после чего Андрей Сергеевич встал, раскинул руки и сказал: «Друзья мои, как я вам благодарен!».

В советские годы киноклубы были площадкой, куда приходили режиссеры, чтобы поддержать зрителей. По сути, клубы были аналогом современной фокус-группы: дискуссия записывалась и часто отправлялась в Госкино. С учетом мнения публики там решали, выпускать ли картину в широкий прокат.

«История Аси Клячиной» много лет лежала на полке. То обсуждение стало еще одним шагом на пути к зрителю. Снятый в 1967 году, в прокат фильм вышел только через 20 лет, его официально посмотрели около 2 миллионов советских граждан. Работа Кончаловского получила сразу несколько наград, в том числе приз Международной ассоциации критиков на Берлинском кинофестивале. Современные режиссеры редко посещают киноклубы, констатирует Зверев.

В эпоху продюсерского кино деньги, вложенные в рекламу, работают на продвижение, а не на зрительский приговор. Но приехав, они сбиваются с пути, будучи погруженными в тему самых обычных зрителей — этому могли бы позавидовать многие профессиональные критики. Все показы в киноклубе бесплатные.

READ  Жителей Земли предупредили об очередных погодных катаклизмах

Чтобы попасть на них, нужно предъявить членский билет Союза кинематографистов России или студенческий билет одного из творческих вузов, также можно прийти с пригласительным билетом. Зарегистрироваться на некоторые показы можно на сайте domkino.pro.

Молодежь заинтересована

В лекционном зале культурного центра ЗиЛ около 200 мест, но около 50. В отличие от Варшавы, куда приходят в основном пожилые люди, здесь много молодежи. В основном это студенты вузов, где они учатся снимать фильмы. Перед зрителями выступает кинокритик Полина Скидан, которая уже второй год организует кинопоказы на ЗиЛе. Она стремится к камерной атмосфере – обязывает масштаб выбранных произведений. «Здание центра — памятник конструктивизма. Поэтому публика любит смотреть, а я люблю показывать авангард: фильмы Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Льва Кулешова», — говорит Скидан.

Недавно обсуждалось здесьТени забытых предков— драма Сергея Параджанова об украинских Ромео и Джульетте. С одной стороны визуальный феномен, с другой очень личный образ режиссера.

Речь идет о цветах, множестве символов, которые зрители интерпретируют по-разному. Это не исторический фильм, он полностью построен на киноязыке. Поэтому красный цвет на экране для кого-то олицетворяет кровь, для кого-то любовь.

Полина Скидан

В лекционном зале плюрализм. Ведущая не навязывает зрителю свое видение фильма, наоборот, дает ему высказаться. Скидан иногда даже не говорит зрителям, что она кинокритик. Она делает это, чтобы быть со зрителем и поймать его волну.

В программе киноклуба нерекламные фильмы ХХ века. Нет, например, ни Спилберга, ни Тарантино. В артхаусе и экспериментальном кино больше места для дискуссий, так как они делаются глубже, — объясняет Скидан. Но «Человека-паука» тоже интересно разбирать вместе со зрителем. Например, через какие приемы показывается современная западная повестка и как эти решения влияют на сознание зрителей.

Киноклубы начинают развиваться прямо сейчас, вне зависимости от того, что они там увидят, считает киновед. Всегда будет запрос на кино, но кинотеатры закрыты, афиши мало. Поэтому зрители ищут варианты для совместного просмотра. Московские библиотеки уже становятся площадкой для таких экспозиций, отмечает Скидан. «Нужно прийти на кинолекторий, чтобы найти единомышленников. Высказывайтесь, находите для себя интересную мысль, вдохновение на что-либо. Возможно, это даст толчок к чему-то новому и прекрасному, считает киновед. Вы можете войти в киноклуб бесплатно. Достаточно зарегистрироваться на официальном сайте культурного центра.

READ  Вредонос SpyNote набирает популярность среди хакеров после утечки исходного кода

Мы спорим где угодно

Ежегодный вечер кино — пример того, как дискуссия о кино вышла за рамки киноклубов и библиотек. Раз в год организаторы мероприятия организуют показы документальных и художественных фильмов со всего мира, а также показы фильмов на 35-мм пленке на винтажных проекторах в необычных локациях. Например, во время последней «Ночи» в августе 2022 года нестареющую советскую классику вместе с киноведами и критиками видели на крыше Северного речного вокзала, в арке Парка Горького и музея-заповедника «Коломенское». Всего в 2022 году состоялось около 360 показов в более чем 120 местах Москвы, которые посетили около 22 000 человек.

В середине декабря в столице завершился очередной крупный кинофорум, посвященный 100-летию образования СССР. В прошлом году сеть кинотеатров «Москино» выступила оператором «Ночи кино» и организатором форума, посвященного юбилею СССР.

За восемь месяцев в кинотеатрах «Москино» зрители увидели 15 фильмов, снятых на республиканских киностудиях. Увиденное обсуждалось с ведущими профессионалами постсоветского пространства.

Под эгидой «Москино» также создан киноклуб военно-исторического фильма. Сеансы проходят в кинотеатре «Москино Молодежный». Киноклуб отслеживает и обсуждает лучшие фильмы со зрителями, журналист Григорий Пернавский. Каждый фильм имеет свою культурную, идеологическую и политическую подоплеку. Куратор помогает зрителю понять контекст времени создания фильма и отделить миф от реальности.

Показы проходят здесь примерно раз в два месяца, в зале обычно собираются десятки человек. Приходить на встречи можно бесплатно, объявления публикуются на интернет сайт mos-kino.ru, где необходимо зарегистрироваться.

В Москино есть и другие киноклубы. Например, «8 марта» (показ работ женщин-режиссеров), «Энциклопедия мультипликации» (обсуждение отечественной мультипликации разных эпох). Однако показы на этих сайтах пока не проводятся из-за проблем с доступностью контента и правами на него, пояснили в сети. Посетителя киноклуба в Москино характеризуют как любознательного, жадного человека, который хочет увидеть как можно больше. «У нас есть фиксированная аудитория, с которой мы тесно общаемся. Мы обучаем и воспитываем ее. Благодаря этому у нас сейчас ситуация с посетителями не такая удручающая, как у коммерческих киносетей, — говорит генеральный директор «Москино» Наталья Мокрицкая.

Source