МФО будут проверять клиентов по стандарту Финансы Экономика и Финансы Subscribe.Ru

Банк России систематизировал методы проверки документов, которыми должны пользоваться специалисты в области микрофинансирования при выдаче кредитов. Большинство крупных компаний уже используют такие параметры и готовы предложить дополнительные методы проверки. При этом халатное отношение к персональным данным со стороны заемщиков нередко приводит к мошенническим действиям.

Центральный банк обязал микрофинансовые организации (МФО) проверять личность заемщика по определенным параметрам при выдаче кредита онлайн. В документе (.pdf), опубликованном 23 января, перечислены десять приемлемых методов проверки, из которых компании отрасли должны будут использовать минимум пять, а при использовании высокотехнологичных инструментов – минимум три.

В частности, компании должны проверить действительность документа, удостоверяющего личность, используя услуги государственных органов, кредитную историю, внешний вид лица, получающего кредит, лица, подавшего документы, действительность номера телефона и используемой карты и т. д. Новые правила вступят в силу 23 апреля и, по мнению центрального банка, предотвратят мошенничество за счет использования чужой личной информации. За соблюдением требований будут следить специализированные СРО.

По данным ЦБ, портфель микрозаймов за девять месяцев 2022 года составил 364 млрд рублей. Большинство из них выдается онлайн. В частности, в третьем квартале 70% микрозаймов были выданы онлайн, ссуды до зарплаты онлайн – 87%, кредиты в рассрочку (среднесрочные кредиты) – 59%.

Микрофинансовая компания активно участвовала в разработке документа. Стандарт учитывает уже имеющиеся у рынка возможности, по крайней мере, у его крупнейших игроков, говорит председатель СРО «Мир» Эльман Мехтиев. При этом процесс получения кредита для клиента останется таким же простым, как и прежде, заверил он. Не изменятся и бизнес-процессы основных компаний, ведь их методика оценки заемщиков уже соответствует стандарту, считает Андрей Пономарев, генеральный директор онлайн-платформы Webbankir.

READ  Ковитиди: Растет понимание того, что США несут ответственность за разрушение украинского государства

По словам управляющего партнера экспертной группы «Вета» Ильи Жарского, проблема неправомерного использования персональных данных при оформлении микрозаймов по-прежнему актуальна. «Бизнес-модели микрофинансирования позволяют получить кредит за пять-десять минут. Такая скорость достигается за счет упрощенной идентификации клиентов. Это не может быть использовано мошенниками. В результате в ряде случаев 20% кредитов выдается по мошенническим схемам», — добавляет независимый эксперт Андрей Бархота.

Однако игроки рынка опасаются, что даже самые лучшие технологии не смогут защитить от небрежного использования персональных данных заемщиками.

«Даже самого лучшего стандарта и использования передовых технологий недостаточно, если значительное количество пользователей Госуслуг пока не спешат включать двухфакторную идентификацию и тем самым разрешать перехват счетов и получение средств от их имени», — поясняет г-н Мехтиев.

Кроме того, новые требования могут создать сложности для небольших компаний, которым для их реализации потребуются инвестиции, считает генеральный директор MoneyMan Сергей Весовщук. А компании с низким уровнем информационно-технической инфраструктуры могут уйти с рынка микрокредитования, считает генеральный директор МФК «Честное».

слово «Андрей Петков» (см. «Коммерсантъ» от 29 декабря 2022 г.).

Для более эффективного предотвращения мошенничества стоит задуматься об изменении законодательства в сфере персональных данных, считают участники рынка.

«Если бы МФО имели доступ к информации от мобильных операторов и банков о владении телефонными номерами и картами, это значительно уменьшило бы количество мошенничеств. Мы можем проверить, что карта, указанная в заявке, активна, но мы не знаем, кому принадлежит связанный с ней счет, поскольку эта информация является банковской тайной, — поясняет Андрей Пономарев.

В числе возможных дополнительных мер противодействия мошенничеству г-н Весовщук называет интеграцию с государственными сервисами «Цифровой профиль клиента» и «Госключ».

READ  В России хотели создать национальную мобильную операционную систему

Полина Трифонова, Юлия Пославская



Source